Богатырев: Федерация киберспорта - институт, созданный для помощи и развития спортсмена

15 января 2019, 22:48 722

Вице-президент Федерации Киберспорта рассказал Prosports.kz о серьезных планах на развитие киберспорта, решении актуальных проблем и старте Национальной киберспортивной лиги. 

- От профессионального игрока до вице-президента Федерации киберспорта. Как вам поступило предложение и долго ли шли к этому?

- Если брать мой путь в компьютерных играх, то начал я играть примерно с 1998 года. Путь был долгий и тернистый – нормально мы начали играть командой к 2006 году. Закончил я в 2016-м, причем последние 6 лет я совмещал игру с работой и семейной жизнью, поскольку я женат.

Однако после завершения карьеры, я постоянно пытался принимать участие в движениях, связанных с киберспортом, которые происходили в стране. Затем поступило предложение собрать людей неравнодушных к киберспорту в одном месте – поговорить о развитии. Инициатива исходила от президента федерации Куанышбека Есекеева. На встрече было много людей, связанных с киберспортом – это было открытое мероприятие, и так получилось, что после беседы меня пригласили для принятия активного участия в развитии федерации.   

- Что дает профессиональное прошлое в CS:GO сейчас?

- Самое главное – понимание самого предмета разговора, скажем так. Сотрудники в федерации должны разбираться в этом. Так как у меня достаточно обширный опыт, я играл – был капитаном, организовывал большое количество турниров, был комментатором и аналитиком  и ездил на турниры. Также был тренером национальной сборной на чемпионате Азии. Сейчас киберспорт я понимаю хорошо, мне это дало полное понимание того, чем я хочу заниматься и как это развивать.

Евгений Богатырев в прошлом - профессиональный игрок CS:GO

- Киберспорту в Казахстане уже давно нужна была конкретная стимуляция со стороны государства, как в материальном, так и техническом плане. Почему на ваш взгляд реакция была запоздалой, ведь федерация открылась только в прошлом году?

- Ситуация такая: одно дело, когда федерация зарегистрирована и просто существует, другое, когда, люди действительно что-то делают. У нас были федерации киберспорта и до этого, условно созданные. На моей памяти их было около 5 штук. Разница в подходе и систематике, наша федерация – официально аккредитована министерством культуры и спорта РК, то есть это единственная федерация, которая имеет право развивать киберспорт и заниматься этим на территории РК. Также нами была проведена работа по признанию киберспорта официальным видом спорта в стране. Это очень большой прорыв.

 Стоит задача взаимного сотрудничества – стране нужны результаты, а нам цивилизованный рынок и поддержка.

- Сформировался ли к сегодняшнему дню четкий подход в развитии казахстанского киберспорта, какие механизмы собираетесь использовать?

- Вопрос достаточно сложный. Первое, это огромная база документов, поскольку это абсолютно новый вид спорта для нашей страны, поэтому появилось огромное количество бумаг, которые регулируют и задают какие-то нормы. Разработка этих документов ведется очень долго, например, даже банальное присвоение спортивных разрядов по киберспорту – для этого нужно разработать большое количество правил и норм. Делается это все для того, чтобы наши киберспортсмены смогли получить в обозримом будущем поддержку от государства определенную.

- Много ли в федерации компетентных людей, которые на протяжении большого отрезка времени занимались киберспортом, играли в командах и имеют прозрачное представление об этом, как вы, например?

- Федерация – большое общественное объединение, где сосуществует множество направлений работы. У нас есть хорошие менеджеры, юристы, финансисты – большой фронт работы.  Поэтому у нас работают не только киберспортсмены, но и профессионалы в своих отраслях и их много, в том числе из-за работы с государственными институтами.

В первой версии мы ориентируемся на российский опыт

- Как будете решать проблему на региональном уровне, ведь популяризировать киберспорт в отдаленных районах будет весьма непросто?

- Сейчас у нас в стране активно реализуется программа «Цифровой Казахстан», в которой существует проект «Казахтелекома» по подключению всех населенных пунктов страны к оптоволоконному интернету. В рамках проекта, нашим решением будет объяснить и показать людям, которым проведут качественный интернет, что такое киберспорт. Когда у нас появится хороший коннект во всех регионах,  люди смогут позволить себе играть нормально в интернете. Сейчас у нас в разработке находится портал, на котором в перспективе можно будет проводить региональные турниры с финалами на Lan-E (Прим. - По локальной сети) по любым киберспортивным дисциплинам, которые сейчас популярны в стране. То есть, любой человек из Казахстана сможет принять участие с дома в хороших профессиональных условиях и получить ценный опыт с возможностью проявить себя.

- В одном из интервью, Алибек Аханов сказал, что вы планируете развивать такие дисциплины, как Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2, League of Legends . Не могли бы раскрыть подробнее, в каких долях будет уделяться внимание дисциплинам?

- Исторически сложилось, что у нас самые развитые дисциплины в стране – CS:GO и Dota 2. То есть, это тенденция, которая складывалась последние 15 лет. Люди всегда играли в доту и контр-страйк, это уже классические дисциплины нашей страны с определенной историей и в любом случае им будет уделяться первостепенное внимание и игроки этих дисциплин поддержку получат.

Киберспорт сейчас активно развивается и все движется к Олимпийским играм, есть предпосылки для определенных дисциплин, которые могут стать олимпийским видом спорта. Естественно, федерация уделит большое внимание этим дисциплинам, в частности речь идет об League of Legends. Есть очень большая вероятность того, что LoL будет представлен на Олимпийских играх, поэтому мы будем уделять внимание подготовке нашей национальной сборной.

Киберспорт динамично меняется, есть направления классических игр, которые закрепились, но также есть и олимпийское направление: HeartStone, League of Legends, Starcraft 2. Параллельно идут новые игры: Fortnite, PUBG – они очень быстро появляются и заходят в «топы». Соответственно, федерация должна динамически реагировать на рынок – это мы обсуждали при правилах утверждения дисциплин. Требования к методологии киберспорта – умение быстро адаптироваться под меняющийся мир компьютерных игр.

Мы вели переговоры, чтобы получить какую-то поддержку, но недавно признанный вид спорта имеет очень низкий приоритет.

- Методику развития игровых дисциплин каких стран вы будете брать за основу?

- В первой версии мы ориентируемся на российский опыт, так как это страна, в которой схожая логика работы со спортивными дисциплинами. В целом, много общего в управлении спортом и его развитии.

При этом мы должны учитывать и негативный опыт. К примеру, мы смотрели правила российских коллег – у них есть такой важный нюанс: они привязаны к логике «один вид спорта = жанр». Тут возникает проблема, поскольку внутри жанра «шутер» есть разные понимания игры. Иными словами, с точки зрения жанров, что Counter-Strike, что PUBG, что Fortnite или Warface – всё шутеры. Из-за этого разные игры оказываются в одном сегменте, но это затрудняет присуждение спортивных разрядов, поскольку это совсем разные игры – единственное, что их объединяет, так это наличие стрельбы, но у них разная механика и разные принципы.

Нельзя присуждать одинаковый разряд игроку в Warface и Counter-Strike. Для российских же коллег это всё одна жанровая история. Мы сейчас хотим сделать более гибкую систему, которая позволит нам лучше ориентироваться на title игры. Чтобы впоследствии говорить – «Мастер спорта по Counter-Strike», а не «Мастер спорта по шутерам».

Конечно, мы будем ориентироваться на Россию, но только с учетом опыта и его улучшения. Лучше учиться не на своих ошибках, а на чужих.

- Будет ли создаваться казахстанская киберспортивная лига в разных дисциплинах, где игроки смогут создавать команды и бороться за денежные призы?

- Да, грубо говоря, она так и будет называться – национальная киберспортивная лига от федерации киберспорта Казахстана по определенному пулу соревновательных дисциплин. Это будет не одна игра, их будет несколько.

Скорее всего, будут созданы отдельные лиги для студентов и школьников, чтобы ребята могли соревноваться в своем возрастном диапазоне – это позволит им развиваться.

 

Старт Национальной киберспортивной лиги предварительно намечен на лето этого года.

- Будут ли проводиться какие-нибудь разъяснительные работы или ознакомительные встречи с родителями начинающих киберспортсменов, поскольку не все понимают этот спорт?

- Сам сталкивался с этим лично и прошел тернистый путь с самого начала. Сейчас у нас в разработке находится национальная киберспортивная академия, которая будет работать непосредственно в Алматы и Астане в ближайшем будущем.

В эту академию смогут приходить родители вместе с детьми и получить ответы  - что такое киберспорт, как себя вести, нужно ли запрещать ребенку или нет, помогать. Абсолютно все ответы родители смогут найти.

Наша цель – показать обществу, что такое киберспорт и воспитать в людях правильное отношение к нему. Ребята смогут прийти к нам и получить базовые знания, пройти обучение и дальше развиваться.

- На какие деньги существует федерация и хватает ли бюджета для нормальной работы организации?

- Я и мои коллеги никакой финансовой выгоды с этого не получаем, поскольку это общественная работа. Лично я за то, чтобы киберспорт развивался и чтобы молодые таланты развивались, потому что помню свой путь вначале – как мне было тяжело, я не получал поддержки ни в каком плане. У них все будет по-другому, и я хочу, чтобы в ближайшем будущем Казахстан улучшил результаты по всем киберспортивным дисциплинам.

Финансовой поддержки от государства сейчас мы не получаем. Для того, чтобы ее получить, необходимо сделать большое количество манипуляций определенных. Федерация сейчас – энтузиасты.

Вопрос финансирования спорта регулируется законом, в нём есть определенные четкие правила, есть процедура рассмотрения, причем она регламентируется и ежегодно регулируется. Киберспорт – новая дисциплина, которая была признана только в прошлом году. Мы вели переговоры, чтобы получить какую-то поддержку, но недавно признанный вид спорта имеет очень низкий приоритет. В спорте есть бокс или футбол, которые получают львиную долю выделяемых денег.

В боксе успех есть, однако в процентном соотношении футбол очень превосходит остальных по размеру выделяемых денег.

Там идет борьба видов спорта за внимание и мы - новые игроки, никому не понятные, особенно людям из традиционного спорта.

И почему работа по признанию киберспорта видом спорта была долгой и кропотливой, так это потому что многим людям пришлось донести, что киберспорт – это спорт, а не просто развлечение и забава для детей.

Если говорить о том, как существует федерация, то за счет спонсорской помощи от брендов. В прошлом году мы провели ряд мероприятий, которые были осуществлены с поддержкой спонсоров. Федерация, как организатор, на данном этапе существует за счет работы с брендами и аудиторией.

Нашим игрокам нужна государственная поддержка, чтобы игроки могли посетить еще большее количество турниров и охватить более обширный регион.

- Считаете ли вы, что для должного успеха спортивные федерации должны жить сами по себе и быть в какой-то степени независимыми?

- Успех, конечно, понятие субъективное. Это вопрос о глобальном понятии. Если ответить коротко – да. Турниры в киберспорте бывают коммерческие, а бывают какие-то чемпионаты Азии, чемпионаты мира от международных федераций. Коммерческий турнир команда сможет выиграть и без поддержки федерации, как Gambit, к примеру – казахстанцы, которые выиграли под нашим флагом.

Однако в чемпионате мире, который проходил в Джакарте в рамках Азиатских игр, наша сборная не имела права участвовать до того момента, пока федерация не образовалась. Нашим игрокам нужна государственная поддержка, чтобы игроки могли посетить еще большее количество турниров и охватить более обширный регион.

Есть федерация – есть федерационные турниры, это короткая история о том, чтобы спортсмены могли участвовать в турнирах. Есть более длинные задачи и так сложилось, что в нашей стране государство – это институт, который во всем и везде. Тут еще фактор доверия родителей – одно дело отдать ребенка в команду, другое дело в киберспортивную команду, которая под эгидой федерации, имеет план тренировок и соревнований.

С точки зрения цивилизации рынка, установки каких-то базовых рекомендаций к командам, игрокам, компьютерным клубам  - это влияет на спортсменов. Ключевой фактор успеха в спорте – спортсмен. Федерация выступает органом, которые рекомендует какие-то вещи даже в плане здоровья, поддержания себя в нужной форме.

Киберспорт – не только сидячий образ жизни, происходит сильное влияние на физические кондиции.

Спортсмен должен работать по методике, у него должны быть тренеры. Соответственно, появление такого института влияет на результат.

Лучше иметь поддержку, чем не иметь. Касательно независимости - у государства итак много вопросов, которые им нужно решать и вряд ли они будут заморачиваться в управлении федерации киберспорта. В данный момент в федерации часть людей имеют опыт классического спорта, а часть киберспортивного, поэтому централизованного управления со стороны государства не было и не будет. Оно никому не нужно. Здесь стоит задача взаимного сотрудничества – стране нужны результаты, а нам цивилизованный рынок и поддержка.

Таких турниров как WESG, который проходил во дворце спорта имени Балуана Шолака, не было никогда.

- Если бы вы имели неограниченный бюджет – что бы вы сделали для казахстанского киберспорта?

Уехал бы жить на Мальдивы (смеется). А если серьезно, то если бы гипотетически федерация имела неограниченный бюджет, то это открыло бы массу возможностей для наших спортсменов: постоянные сборы, выезды, буткэмпы, большое количество профессиональных турниров и определенных специалистов, в том числе легионеров.

- Проведение турниров – насколько мы далеки до проведения таких крупных турниров как у Starladder или E-League, что нужно менять, чтобы добиться такого уровня?

Турнир – это большое количество людей, которые выполняют свою работу, для того, чтобы получился итоговый продукт. Одна из наших задач – создать команду специалистов по всем отраслям, чтобы наши турниры были на достойном уровне. В том году мы провели три крупных турнира – это WESG в Алматы, Altel Cyber Games по CS:GO и турнир по StarCraft 2 .

На самом деле, все ребята, которые участвовали в турнирах, были приятно удивлены. Были, конечно, небольшие моменты, но в целом все были довольны, поскольку таких масштабных турниров у нас еще никогда не было. Продукт достаточно хороший, но развиваться есть куда и этим мы занимаемся.

Киберспорт никогда не локален, и здесь мы  в центре между большими рынками киберспорта: между Европой, Россией и Китаем.

- WESG в Алматы. Для федерации это был новый уровень организации или только пристреливались?

- Таких турниров, как WESG, который проходил во дворце спорта имени Балуана Шолака, не было никогда. Там было представлено 5 дисциплин, где были лучшие спортсмены со всей страны.

Около 3 тысяч человек посетило это мероприятие, уникальная аудитория в интернете в районе 40 тысяч человек. Сравнивать не с чем, это был лучший чемпионат, который когда-либо проходил в Казахстане.

Для федерации это была тренировка – набор опыта, специалистов и определение приоритетов. В будущем будет лучше – мы только набираем обороты.

- Договорные матчи в киберспорте – далеко не редкость. Как в Федерации будут решать проблему с договорняками, ведь попав в букмекерскую линию  – сразу же появляется такая вероятность.

- Один простой момент. Каким образом наказываются игроки, которые были уличены в подставном матче - абсолютным баном по всех официальных турнирах. Так что ребята, которые участвуют в финальных стадиях наших турниров – это уже достаточно опытные и развитые спортсмены, которые не будут рисковать своей карьерой из-за одного подставного матча.

Но в целом от этого никто не застрахован – мы мониторим эти процессы и наблюдаем за турнирами, за всеми матчами. Сейчас мы готовим профессиональных судей, которые на эти вещи обращают внимание.

На данный момент, кроме Avangar, казахстанских команд, которые выступают на международном уровне, больше нет. 

- Расскажите о своем видении киберспорта в Казахстане через 5-10 лет.

Киберспорт – одно из бурноразвивающихся молодежных увлечений в мире. Компьютер, компьютерные игры, игры на мобильных устройствах и на других платформах  - несомненно, будет бурный рост.

Сейчас очень важно этот рост направить в нужное направление, чтобы были отличные спортсмены, хорошие команды, профессиональные академии, школы, тренера, судьи. Чтобы мы стали большой индустрией, и чтобы каждый заинтересованный человек нашел себя в нём, потому что в киберспорте может работать любой: SMM-специалист, дизайнер, юрист, финансист, кто угодно.

Я смотрю за всеми турнирами и очень приятно, когда наши казахстанцы выигрывают какие-то крупные турниры и достойно себя где-то показывают. Я патриот своей страны и хочу, чтобы в этой отрасли наши ребята были впереди планеты всей.

Киберспорт никогда не локален, и здесь мы  в центре между большими рынками киберспорта: между Европой, Россией и Китаем. Мы, как страна с киберспортивной историей, должны быть в этом регионе связующим звеном между этими рынками и возможно даже площадкой для турниров между этими странами в будущем.

- И, наконец, кто топ 1 Казахстана по CS:GO сейчас?

- Avangar. На данный момент, кроме Avangar, казахстанских команд, которые выступают на международном уровне, больше нет. Были Gambit, но сейчас от этой команды ничего не осталось, если смотреть на национальный состав.